Синезий и Гипатия (Синезий епископ по принуждению) письмо № 81 п. 1

Перевод очередного письма показывает, насколько сильная трагедия — гибель детей, насколько Синезий переживает, но как? как научный философ — фортуна, неудача — причина бед. Никакой воли божьей или богов. Обычный рационалистический подход в переживании глубокой трагедии. Никаких мракобесных проявлений и схождения с ума, нет ухода на фоне трагедии в религию и секты, что показывает глубину научности убеждений Синезия. При том, что мы знаем даже сейчас, что многие на фоне горя, потере близких находят убежище часто в религии, теряют самообладание. Здесь время насаждения христианства, куда сложнее сохранять самообладание. При этом, он сохраняет созидательность, гуманизм, движущей силой его является внутренняя сила, а не бог или боги. Синезий опирается только на внутреннее убеждение помогать угнетенным. Личная добродетель, она же движущая сила и самой Гипатии. Я напомню что добродетель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Добродетель, кстати и была привнесена многими покорившимися христианству римскими философами в библию в 5 веке, все догмы о добре и зле и щеке были привнесением именно из добродетели, одновременно это облагородило христианство и предало ему монополию на мораль, однако это и стало предметом раскола, многие не приняли римскую добродетель и так появилась самостоятельная ветвь в аврамической религии — ислам.

В общем текст письма доказывает в очередной раз, что Синезий был епископом по не воле, а по личным убеждениям и на самом деле атеист, философ-рационалист, ученый.

Мария Баст