Автор Жанна Голубицкая
Россию охватила охота на ведьм: судя по количеству официальных обращений граждан, юристы называют это первой масштабной волной такого рода с 70-х годов XVIII века — именно тогда в последний раз в России были зафиксированы случаи народного самосуда за ведьмачество. Правда ли мы возвращаемся в Средневековье и верим, что во всех наших бедах виновата нечистая сила? Или просто не хотим брать ответственность за собственную жизнь?
Особенности российских ведьм: трезвых и работящих посчитали нечистой силой фото: pixabay.com
Варварино горе
26 июня в селе Победино Сахалинской области ночью вспыхнул дом местной жительницы Варвары — после того как накануне, 25 июня, покончил с собой ее гражданский муж. Его обнаружили висящим на соседней березе.
Судьба у Варвары и впрямь такая, что призадумаешься — а не злой ли рок над ней висит? Ведь это уже третий ее мужчина через одну и ту же березу за ее домом смерть принимает! Вот и объявили в Победине вдовушку ведьмой. Может, она не только своих мужиков изводит, а еще и у всего села силу отнимает? Небось, это из-за нее все побединские мужики пьют и бабам своим изменяют…
В июле в Ассоциацию адвокатов России за права человека поступило официальное обращение от жителя Сахалинской области Олега Внукова, в котором он сообщил о факте поджога жителями села Победино дома Варвары Генатулиной и попросил помочь женщине, которая осталась с детьми на улице. Заявитель рассказал, что односельчане считают Варвару ведьмой, потому что из-за нее уже третий мужчина совершает суицид, а сама она не пьет и хорошо выглядит, мужики на нее до сих пор заглядываются, несмотря на то, что ей уже 32…
Мария Баст, председатель Ассоциации адвокатов, в которую обратился Внуков, считает, что он поступил очень смело и порядочно, поведав о Варварином горе всей стране, ведь примеров, когда женщин в глубинке объявляют ведьмами, больше с каждым днем:
— Внуков опасается, что дружки покойного Варвариного мужа могут не ограничиться домом и сжечь саму Варвару. По словам Внукова, это село — одно из самых бедных в округе, мало у кого из жителей есть работа, большинство пьет беспробудно. Именно пьянство и стало причиной смерти 38-летнего гражданского мужа Варвары Дмитрия Рубцова. Теперь Варвара осталась на улице с детьми, а односельчане не хотят ей помогать, считая ее ведьмой, уморившей трех мужчин. И еще боятся, что она применит свое колдовство и к ним… Сама Варвара, по словам заявителя, считает, что дом подожгли дружки покойника — после того как бурно проводили его в последний путь прямо под роковым деревом.
В администрации Смирныховского района Сахалинской области сообщили, что погорелице Генатулиной предложено жилье из маневренного фонда, но она туда сама не хочет, желая сразу в благоустроенную квартиру в новой трехэтажке, а такой в наличии нет. А 43-летний заявитель Олег Внуков, мол, горький пьяница, раньше шоферил в лесхозе, угнал спьяну машину, перевернулся на ней, получил черепно-мозговую травму, долго лечился… Теперь сторожит стройку и пьет.
Сам же Внуков общаться с прессой отказался — написал мне, что боится и ничего больше говорить не будет.
— Село у нас маленькое, дай бог если тыща человек, — объясняет одна из сельчанок. — Мы привыкли жить тихо. Раньше многие на секретном военном объекте работали и подписывали неразглашение. Сейчас уже не работают, но склады до сих пор стоят. И когда из-за этого Внукова про наше село стали говорить, конечно, испугались все, и он сам тоже! Даже ведьма сама — и та испугалась!
— Но почему же тогда именно Варвару записали в ведьмы?
— А Варька подозрительная — не пьет вообще, мужиков меняет, поэтому и хозяйство у нее в порядке, и огород. Нравится она мужикам, Димка этот — последний, жену ради нее бросил. Он, правда, отсидел, и говорят, что наркоман, но все равно… А до Димки у нее Макс был, он два года назад покончил с собой. А первый Варькин воздыхатель — 11 лет назад. Он только школу закончил, совсем молоденький был, она даже с ним не встречалась, но он так влюбился, что все письма ей любовные писал, а потом тоже… Все трое ушли из жизни одинаково — вот что тут подумаешь?
Касаемо пожара местные признают, что все так и было, как написал Внуков: Варварин дом вспыхнул ночью 26 июня, хозяйке удалось выскочить с шестилетним сыном, она успела отвести мальчика к сестре и вызвать пожарных, но спасти ни дом, ни имущество им не удалось. Дальше пожаром занялись местные правоохранители, главная версия — поджог. Кстати, Варвара тоже раньше работала на ныне закрытом секретном объекте, и это единственное место ее работы за всю жизнь — 13 лет она ходила в вооруженном карауле, охраняя склады боеприпасов. Как и все, теперь тоже осталась без работы, однако соседи признают, что в Варварином доме всегда было чисто, во дворе музыка играла и хозяйка была всегда опрятная и веселая.
То-то и подозрительно: с чего веселиться-то? Радоваться такой жизни может только ведьма.
Что ж, вполне вероятно, что чистота, уют, ухоженный огород и внешний вид хозяйки и есть то самое колдовство, которым приманивала Варвара неприкаянных побединских мужиков. Но теперь она хочет уехать из села куда подальше. Говорит, что ее сыну в первый класс идти, и ведьминская слава ей совсем ни к чему. Да и в предложенном ей маневренном жилье требуется дорогое и кропотливое восстановление печек, которое безработной Варваре не по карману.
А что до Варвариных соседей, то у них в планах обращение к сахалинскому губернатору с просьбой спилить заколдованную березу…
Гражданочка-ведьма, или Кому нечистая сила на руку?
Председатель Ассоциации адвокатов Мария Баст напоминает, что гонения на ведьм в российской глубинке начались не вчера:
— Ситуацию конкретно с Варварой Генатулиной мы взяли под общественный контроль, направив соответствующие запросы и жалобы в компетентные ведомства, но тревожит то, что это далеко не первый подобный сигнал за последние несколько лет. В российских регионах все чаще соседи осуществляют акты мщения за якобы колдовство и ведьмачество. Как правило, это происходит в неблагополучных населенных пунктах с низким уровнем жизни, где высокий уровень безработицы. Как в экономических, так и в бытовых и личных неурядицах становится виновата ведьма, на которую и обрушивается неконтролируемый народный гнев. То есть налицо возвращение к мистике и суевериям.
В Ассоциации адвокатов напоминают о трех аналогичных инцидентах в российских регионах, произошедших за последние два года. Так, три жительницы поселка Пуксоозеро, что под Архангельском, пытались сжечь свою соседку: заперли ее снаружи в ее же доме, подложили под дверь бумагу и тряпье, подожгли и убежали. Вспыхнувшее крыльцо заметил случайный прохожий, вызвал пожарных и полицию. Правоохранителям пьяные поджигательницы пояснили, что хотели как лучше, ведь весь поселок знает, что их несостоявшаяся жертва — ведьма, привораживает мужчин. Женщины признались, что сначала хотели просто отмутузить ее, но потом подумали, что сжечь колдунью дотла будет более верным. Против охотниц на ведьм возбудили дело по статье «Покушение на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору».
В СНТ под Костромой ведьмой объявили молодую дачницу, у которой, по мнению соседей-огородников, подозрительно обильный урожай. Соседи заявили, что сама хозяйка ленива, в огороде, в отличие от них, почти не работает, но при этом урожай из того, что она посадила весной, выдается куда более богатым, чем у тех, кто целыми днями копошится на своих аккуратных грядочках. Вот садовое товарищество и нашло объяснение — магия!
А в Ульяновской области «ведьму» удалось поймать с поличным — она как раз клала ворону с отрубленной головой и красную нитку на крыльцо соседей, от которых хотела избавиться при помощи злых чар. Хозяину дома удалось вовремя выскочить и схватить ночную гостью за капюшон — ею оказалась конфликтующая с ними соседка. Жильцы сдали ведьму в Новоспасское ОВД, которое провело проверку по факту «подкладывания трупа птицы с отрубленной головой на крыльцо соседей». Но с точки зрения закона «ведьма» оказалась чиста, так как статьи за наведение порчи в УК нет. С тех пор не подлежащая наказанию новоспасская «ведьма в законе» держит в страхе все село: односельчане даже боятся произносить вслух ее имя. А находчивая гражданочка-ведьма потихоньку подливает масла в огонь, рассказывая, что имеет магический дар и готова мстить своим обидчикам.
Зато ведьмины манипуляции с удовольствием толкуют всем желающим разнообразные профи, оказывающие коммерческие услуги в оккультной сфере. Например, ульяновская гадалка сразу же идентифицировала действия новоспасской ведьмы как ритуал, направленный на наведение порчи на смерть. Что делать? А обратиться к другой магической профессионалке за другим ритуалом — отведением порчи от вашего дома. Разумеется, за вознаграждение.
Резонанс, вызванный сахалинским случаем, наводнил Сеть откровениями на тему ведьминых злодеяний. Даже в сравнительно просвещенной Московской области недавно при невыясненных обстоятельствах сгорел дом местной «ведьмы»: такое звание жившая в нем бабка завоевала из-за того, что козы у нее хорошо плодились и доились. Старушка, к счастью, выжила, и сын забрал ее к себе в город. Коз выкупила ее ближайшая конкурентка из числа соседок, а на пепелище быстро вырос роскошный коттедж. Место-то завидное, прямо на берегу водохранилища. Так что нечистая сила оказалась кому-то весьма кстати.
— Люди ищут помощи у высших сил не от хорошей жизни и здоровой психики, — уверена председатель Ассоциации адвокатов Мария Баст. — А одновременно это формирует спрос на мистику, псевдонауку и религиозный фанатизм. Простые люди любят передачи, где все беды объясняются злыми наветами, расположением звезд и т.д. Перед Россией сейчас дилемма — либо она остается консервативной и постепенно возвращающейся к средневековым понятиям, либо встает на путь модернизации, развития науки и культуры. А иначе мы рискуем очень скоро погрузиться в темное Средневековье, как это происходит, например, в Афганистане и Сирии.
Из истории российского ведьмачества, или Подайте мне метлу!
Экскурс в древнюю историю показывает, что упоминания о ведьмах начинаются с «Повести временных лет» от 1071 года: «Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями». В былине о Добрыне Никитиче сказано, как он «учил» жену свою, колдунью, «еретницу» и «безбожницу» Марину Игнатьевну: «голову ей отсек и с языком напрочь, и этот язык не надобен, знал он дела еретические». С принятием христианства гонения на ведьм на Руси не прекратились: в 1411 году в Пскове сожгли 12 ведьм за то, что они наслали на город чуму. В 1575 году Иван Грозный сжег в Новгороде 15 ведьм. При Алексее Михайловиче (с 1647 по 1690 гг.) за колдовство были осуждены и сожжены 16 человек. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. XVIII века на Камчатке, где в деревянном срубе толпа сожгла колдунью-камчадалку.
Но куда больше жути нагоняет история новейшая, где в Сети запросто можно обнаружить инструкцию «по обнаружению ведьмы по внешности и поведению». С тех пор, как магия стала у нас престижной и доходной профессией, каждый второй эзотерический сайт держит нечто подобное в открытом доступе.
Вот некоторые моменты этих обширных руководств для охотников на ведьм.
Внешность. Глаза у ведьм чаще зеленые или серо-зеленые и всегда яркие и необычные, с цепким взглядом. Ведьмы очень привлекательны для мужчин и обладают особым магнетизмом, несмотря на то, что часто не являются красавицами. Важная деталь: ведьма практически не подвержена старению. Если дама в 45 выглядит на 30, не пользуясь услугами пластических хирургов, это, скорее всего, ведьма. Если женщина ест все что хочет и не толстеет — она ведьма.
Физическое состояние. Обычно в образе ведьмы присутствует хотя бы одна мужская черта — например, низкий голос, высокий рост, крупные запястья. Ведьма почти не пользуется косметикой, но выглядит при этом хорошо, так как крадет красоту для себя у других женщин. Один из главных признаков ведьмы — отличная физическая форма и отменное здоровье. Ведьмы крайне редко болеют, у них прекрасный иммунитет и большая физическая сила.
Отношения с людьми. Ссор с ведьмой лучше не допускать. Высказанное в состоянии аффекта дурное пожелание ведьмы обязательно сработает как проклятье. Если ведьма этого захочет, она может урегулировать любой конфликт. Вокруг колдуньи всегда много мужчин — она умеет их притягивать и всегда пользуется популярностью. Если у ведьмы есть семья, именно она ее глава — но не явная, а скрытая, и ее воля всегда доминирует над мнением мужа. У ведьмы много знакомых, но в близкой дружбе она более избирательна, чем обычные люди.
Характер. Ведьма почти всегда спокойна и уверена в себе, умеет контролировать свои эмоции, поскольку знает, на что способна в состоянии эмоционального взвода. Колдуньи всегда умны и образованны, независимо от того, есть ли у них диплом и вообще образование. Ведьма любит природу, поскольку черпает из нее силы, часто отказывается от употребления мяса в пищу и шкур животных в одежде. Ведьмы хорошо разбираются в растениях: предпочитают натуральную косметику, лекарства и ткани, любят необычные травяные чаи и ловко управляются с приправами, без которых у ведьмы не обходится ни одно блюдо. Также очень любят животных, и те отвечают им взаимностью.
— Впадать в суеверную злобу и ненависть, навеянную просмотром телепередач,
могут только плохо образованные и крайне неуспешные люди, — полагает психолог Ольга Юрковская. —
Именно эта категория граждан и деградирует первой практически в средневековое мышление.
Единственный способ преодоления этой проблемы — развитие доступного образования.
Также необходимо создание источников заработка для этих людей — развитие фермерских хозяйств,
возможностей заработка онлайн. Однако понадобится много лет, а то и несколько десятилетий, чтобы выросло поколение,
способное изменить деревни вроде Победино и иже с ним.
От безысходности жители таких деревень спиваются и легко впадают в агрессию, в состояние злобы и ненависти, в котором готовы мстить первому попавшемуся под руку человеку за свою несостоявшуюся жизнь.
Полный текст статьи по ссылке http://www.mk.ru/social/2017/07/28/osobennosti-rossiyskikh-vedm-trezvykh-i-rabotyashhikh-poschitali-nechistoy-siloy.html