Представляем Вашему вниманию интервью с Председателем Ассоциации адвокатов России за права человека Марией Баст. Во время разговора были затронуты острые темы: нападение на Африн турецкой армией, геноцид курдов, отношения с Россией с юридической точки зрения.
КТ: Турция 20 января вторглась на территорию Сирии. До этого Эрдоган угрожал курдскому народу устроить геноцид. С юридической точки зрения, как можно расценить эти нападки?
Мария Баст: Это, безусловно, нарушение прав человека, потому что речь идет о том, что курды имеют право на самоопределение согласно нормам международного права, в том числе и конвенции ООН, которые Турция сама же и ратифицировала и приняла обязательства соблюдать. Это один момент.
Второй момент. Что касается геноцида, то это международное преступление, за которое сам Эрдоган может нести персональную ответственность, а Турция может нести ответственность перед курдами как государство. Соответственно преступления международного характера у нас пресекаются. Они могут быть пресечены как самим народом любым способом, в том числе и военным, так и международными органами. Соотвественно, это может быть международное сообщество, может быть некая международная коалиция неких государств, которые, да могут остановить это преступление.
КТ: Только спустя 2 дня члены ООН решили провести встречу под эгидой Франции, но никаких требований Турции не было выдвинуто. Прозвучало всего лишь предупреждение приостановить войну. Почему такое халатное отношение к курдскому народу?
Мария Баст: Я думаю, это связано с тем, что Организация Объединённых Наций состоит из государств. Государства, безусловно, в силу своей субъектности, не всегда представлены всеми народами, которые проживают на планете Земля. Если бы каждый народ имел право на самоопределение и был представлен в ООН, то, безусловно, народам было бы проще доносить свою позицию до Организации Объединенных Наций. Я думаю, что это обычная, скажем так, политкорректность национальных государств. Это когда есть национальное государство, они лоббируют свои интересы, пользуются своим преимущественным правом, и стараются соблюдать некий нейтралитет, не ругаясь с другими государствами в ущерб соблюдению прав самого человека, в ущерб соблюдению прав и интересов тех или иных народов.
КТ: Есть юридические поправки, возможность доказать, что действия Турции – это геноцид курдов? Известно, что в юго- восточной части Турции было сожжено несколько городов до тла. А сейчас начались нападки на курдов, которые боролись с исламистами.
Мария Баст: Я думаю, то, что касается доказательства преступлений против человечности, а геноцид является преступлением против человечности, они находятся в области юрисдикции международного трибунала, то есть Гаагского трибунала. Тот, который был создан в своё время против Гитлера. У Турции очень шаткая ситуация, тем более, насколько я знаю, армяне тоже поставили вопрос о геноциде. Я бы все-таки это перевела в плоскость расследования. Да, безусловно, есть факты и международное сообщество должно реагировать. Надо, скорее всего, от международного сообщества требовать расследования геноцида, попыток геноцида, совершения геноцида в отношении курдского народа со стороны турецкого государства. И международное сообщество, международные институты с точки зрения права, с точки зрения принципов, с точки зрения признаков геноцида они обязаны реагировать, потому должен быть создан соответствующий трибунал преступления против курдов.
КТ: Вы, наверное, знаете, что сейчас курдский народ винит Россию в том, что она позволила Турции напасть на Африн. Почему на данный момент нет никакого официального заявления о том, было или не было дано такое разрешение Россией? От России мы сейчас слышим обвинения только в адрес США.
Мария Баст: Надо понимать Россию и разделять: была позиция Советского Союза, которая дружелюбно относилась к курдам, поддерживал курдское сопротивление. Я думаю, если бы сохранился Союз, то курды имели бы уже своё государство. Опять же: есть позиция российского народа, он относится к курдам дружелюбно. Народы России они разные и позитивно настроены к курдам плюс есть историческая общность, есть привычное советская, скажем так, идеологическая общность и так далее.
Но есть официальная позиция власти России, которая принципиально другая в отличие от российской общественности. Она заключается в том, чтобы усилить имперское влияние. Поэтому надо разделять Советский Союз и Россию – это два разных государства. Россия сегодня с имперскими амбициями, которая стремится расширить зону своего влияния. Иного способа как гарантировать некую такую безопасность близким по мировоззрению, близким по культуре режимам, в том числе и тоталитарным режимам, она не видит. Соответственно, позиция России заключается в том, чтобы побольше себе ресурсов присвоить, а каким способом – это не важно: с соблюдением прав человека, с нарушением прав и свобод человека роли никакой не играет. Главное – цель. Поэтому естественно позиция России – это поддержка сильного, это поддержка того же Эрдогана, Асада. Хотя опять же, такая складывается ситуация, что отрываются территории юридически от Сирии, но знаем, что у Асада позиция слабая и он в этой ситуации вынужден реагировать так, чтобы соблюдать какой- то баланс в своих интересах.
Так вот. Естественно, курды – сейчас это некий островок демократии, островок примера того, как надо строить человеческую цивилизацию, как выстраивать отношения между обществом и властью. Это все не учитывается, поскольку идёт в разрез с теми наиболее примитивными принципами, которыми руководствуется Россия. Поэтому Россия дистанцируется от этого конфликта, она пытается нейтральные как ей кажется заявления, таким образом закрывая глаза на то, что делает Турция. При этом у России есть все возможности, в том числе дипломатические, военные, возможность обеспечить безопасность курдов этом регионе. В Конституции РФ, в законодательстве РФ написано, что для России является высшей ценностью – защита прав человека. То есть с точки зрения правового законодательства Россия обязана защищать курдов, и тем более, если курды обращаются за защитой. Россия обязана это предпринять. Однако власти России и Владимир Путин руководствуются другими принципами: интересами государства, финансовыми интересами, но никак не интересами соблюдения прав и свобод человека, и опять же, интересами самой России и Российского народа, так как идти на конфликт с другим государством не в интересах российского народа. Тем более быть соучастником через своё государство в преступлении против курдов, в том числе в таком серьезном преступлении против человечности как геноцид.
КТ: На днях Россия сделала заявление, что поскольку курдов не было ни в Женеве, ни в Астане, то необходимо их пригласить в Сочи. Однако из списка в 150 человек только 23 человека планирует присутствовать на форуме в Сочи. Это 23 протурецких человека. На что рассчитывает Россия: таким способом решить сирийский кризис?
Мария Баст: Проблема методики Путина заключается в том, что он использует такую методику как анаграмму. Что такое анаграмма? Это подмена понятий. Например, у вас создаётся какое- либо представительство гражданского общества. Гражданское общество не является институтом. Те же самые «титушки». Мы видим как «титушки» собираются в поддержку той или иной политической партии, которые поддерживают Путина и преследуют некие силы, которые против Путина. Та же самая методика: собрать «титушек», представителей неких сообществ. Здесь не стоит обращать внимание, потому что есть признаки легитимности, признаки субъекта переговоров. Субъектом переговоров, безусловно, является народ. Народ принимает решения демократическим путем, кто его представляет. Если демократического пути не было, то тогда какие- то представляют народ фейковые фигуры, так называемые «титушки», но это не представители народа, это нелегитимное собрание и никакой юридической силы, да в последующем никаких перспектив не будет иметь. Поэтому для того, чтобы переговоры имели результаты, юридическую силу, должны быть соблюдены принципы легитимности, а легитимность всегда сопровождается теми юридическими процедурами, о которых я говорила. А когда их нет, то это похоже на создание галлюцинации в виде такого собрания, можно так сказать. Поэтому не нужно на это обращать внимание, нужно понимать, что это все не демократично, соответственно, не легитимно, а, значит, никакой юридической силы не имеет и нужно требовать нормального собрания, с соблюдением всех принципов демократического общества.
КТ: Россия всегда боялась, что курды Африна будут сотрудничать с США. Российские СМИ обвиняют курдов в том, что они находятся в коалиции с США и являются их агентами. Но сферой влияния России была территория Африна. Председатель Африна приглашает Америку поддержать курдов. Не является ли это признаком того, что Россия из Африна хочет постепенно уйти? Не будет ли ситуация с Афганистаном?
Мария Баст: Я думаю, что с Афганистаном сравнивать нечего, потому что Советский Союз входил в Афганистан с целью привнести цивилизацию, строил школы, он нёс коммунизм, образование, строил дороги, даже в космос отправил первого афганца. Это два разных государства: Советский Союз и Россия, их не надо путать.
Россия – это страна периферийного капитализма. После развала Союза – это руины капитализма. Страна по уровню развития может быть Турции, даже ниже с учетом пережитых проблем после распада. Если Россия выступает против того, чтобы курды сотрудничали с американцами, то, во-первых, курды – это самостоятельный народ и имеет право общаться и сотрудничать с кем хочет, это их личный выбор и это гарантия, предусмотренная международным правом. Это самоопределение народа. Народ сам решает с кем им сотрудничать. Во- вторых, выбирать особо с кем сотрудничать курдам не приходиться: либо сотрудничать с Турцией, которая мечтает совершить геноцид против курдов, либо сотрудничать с Россией, которая мечтает сделать тоже самое, только с сирийской стороны. Особо выбора нет. Выбирая между какими- либо государствами, естественно, курды делают выбор в пользу сильного, более-менее демократичного государства. Это естественное право. Если бы был бы тот же самый Советский Союз, я не думаю, что СССР допустил бы хоть какое-либо вмешательство Турции в судьбу курдов. Скорее наоборот: он выступил бы в защиту курдов, и возможно даже сдержал бы позицию Турции по отношению к курдам. Возможно, что даже курды бы имели своё государство, в том числе и на территории Турции. Поэтому естественно, с учётом позиции России, у курдов особого выбора не остаётся, кроме как искать сотрудничества на стороне кроме России. Россия в данном случае не выступает как партнёра, не выступает как друг, не выступает как гарант безопасности.
КТ: К вопросу о российских курдах. Многие курды жили на территории Советского Союза, например, в Армении, Грузии, Казахстане. Многие курды были депортированы из Средней Азии. Официально всех простили. Попросили прощения перед татарами, чеченцами. Почему курдов не возвращают на исторические земли, откуда они были депортированы?
Мария Баст: Дело в том, что надо четко разделять позиции России и Советского Союза сталинского периода. В сталинский период были депортированы многие народы. Было совершено преступление против людей, в том числе против курдов. Сложилось такое впечатление, что сталинский режим это некий тиранический режим, который совершил преступление. Нет, здесь вопрос в том, что Советский Союз же и признал эти преступления. В конце 80-х годов был принят соответствующий закон о том, что народы, которые были депортированы, должны быть реабилитированы и возвращены на свою Родину. Этим законом воспользовались многие народы, когда был период Советского Союза, те же крымские татары, чеченцы, ингуши, осетины… С момента крушения Союза, в тот же ельцинский период России, Россия продолжала ту же политику, которую начал Советский Союз в конце 80-х годов. Но, с приходом Владимира Владимировича Путина, мы видим, что реставрация сталинских таких порядков, реставрация культа Сталина возобладали в политической повестке дня. Любая попытка осудить сталинские репрессии сейчас воспринимается как антироссийская выходка. Если бы курдам в своё время Союз принес бы извинения, то сейчас вряд ли, потому что политика ободрения сталинских репрессий доминирует в политической повестке дня, в окружении Владимира Владимировича. Это транслируется в средствах массовой информации, среди чиновников. Мы это видим по крымским татарам, которые имея свои исторические претензии к Советскому Союзу, потом к России, в том числе и кавказские народы, сталкиваются примерно с тем же самым, что и курды, с попыткой замолчать о переселении. Это проблема реставрации, некоего регресса, с одной стороны, старых монархических империалистических порядков, а с другой стороны, старого сталинского жесткого управления.
Беседу вела корреспондент Наталья Паладий
Полный текст интервью по ссылке http://kurdistan.today/mariya-bast-kurdy-eto-primer-togo-kak-nado-stroit-chelovecheskuyu-civilizaciyu/amp/